Стресс, депрессия, саморегуляция

Каталог статей

Главная » Статьи » Как бороться со стрессом?

Использование музыки в целях реабилитации

Любой процесс деятельности имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Она особенно оче­видна там, где имеется звуковое сопровождение, ритм сигналов, следующих друг за другом. По ним мы можем судить и о равно­мерности применяемой человеком энергии, и о пространствен­ном однообразии его движений. Именно таким ритмическим раз­дражителем является музыка.

Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспоко­ящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лече­ния. Большое значение играет музыка как средство борьбы с пе­реутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время пере­рыва.

Использование музыки как средства повышения производи­тельности труда основано на положительном эмоциональном воз­действии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма.

Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологиче­ское воздействие на организм производят только хорошо извест­ные классические и народные мелодии. Поэтому, используя му­зыку в качестве вспомогательного лечебного средства, нужно учи­тывать соответствующие вкусы отдельных людей.

Научные исследования показали, что построение большинст­ва музыкальных произведений великих мастеров подчинено стро­гой математической логике, которая, конечно же, не осознава­лась гениями искусства в момент творения. В частности, речь идет о логике, количестве и соотношении длинных и коротких повторов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачиваю­щуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат меха­низмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпа­дение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы, по мнению В.С. Лобзина и М.М.Решетникова, и создает то прекрас­ное чувство удовлетворения, обычно характеризуемое как эстети­ческое восприятие. Музыкальное произведение, полностью состо­ящее из неожиданностей («какофония»), так же, как и бесконечно тянущаяся нота, не только не вызывает эстетических ощущений, но может приводить и к психическим нарушениям. Конечно же, помимо рассмотренных эффектов, существенное значение име­ют культурные установки и социализация восприятия.

Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускула­тура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как рит­мический раздражитель, стимулирует физиологические процес­сы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на че­ловека в процессе труда можно понять, исходя из учения А.А.Ух­томского о доминанте.

Проявление доминантного возбуждения в определенной со­вокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.

И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель спо­собен как бы раскачать центральный нервный прибор и уско­рить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.

Физиологические исследования показывают, что в ритмиче­ских движениях при работе руководящая роль принадлежит кор­ковым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области центральной нервной систе­мы. Это говорит о связи ритма движений с органическими по­требностями и эмоциональными состояниями человека.

Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует опреде­ленная связь, регулируемая специальным нервным механизмом — моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения пред­ставляют собой единую функциональную систему — двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Выявлено, что ритмы маршей, рассчитанных на то, чтобы со­провождать отряды войск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. И при таком ритме музыки действительно можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны, их темп усилива­ют до 72 тактов в минуту — это несколько превышает нормаль­ный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому эти марши с ритмом 2/4, 4/4 оказывают бодрящее мобилизую­щее воздействие. В исследованиях также показано, что ритмы вальса 3/4 оказывают успокаивающее воздействие.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкаль­ная интонация, Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции — плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развив­шиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние человека. Наибольшее влияние ока­зывает органная музыка.

При отборе музыкальных произведений необходимо также учи­тывать тот факт, что мелодичные произведения, особенно те, что обладают четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдер­жанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики, могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и ответ­ная реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедлен­но, примерно через 1—4 минуты после начала прослушивания.

В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музы­кальные произведения проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно подготовлены, чтобы воспри­нять даже сложное музыкальное произведение во всей полноте, и в то же время часть нюансов звучания, отдельные технические моменты исполнения скрыты от них, не отвлекают их внимания от главного содержания музыки и не привносят в акт восприя­тия слишком явный элемент рассудочности, характерный для реакции знатоков и специалистов.

Кроме того, при подборе музыкальных произведений необхо­димо учитывать психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию музыки. В одном из исследований А.А. Коротаев (1973) показал, что в спокойной ситуации направ­ление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нер­вной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная — улучшает деятельность, а неприятная — ухудшает.

В напряженной ситуации направление изменения в деятель­ности у лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влия­нием приятной и неприятной музыки оказалось противополож­ным. Приятная музыка улучшает деятельность «сильных», причем почти в такой же степени, как и в спокойной ситуации. У «сла­бых» же, наоборот, под влиянием приятной музыки обнаружи­лась четкая тенденция к ухудшению деятельности, т.е. к даль­нейшему усилению нервно-психического напряжения.

Однако, как позволили установить результаты динамики, это ухудшение деятельности у «слабых» под влиянием приятной му­зыки происходит не сразу с включением музыкальной передачи, а лишь спустя 13—15 минут. До этого же момента наблюдалось улучшение деятельности. В этом же исследовании отмечается от­рицательное влияние неприятной музыки, которая в напряжен­ной ситуации сильнее воздействует на сильных, а слабые не об­ращают внимания, как бы отключаются.

В связи с этим следует рекомендовать ограничивать музыкаль­ное воздействие на клиентов в зависимости от силы нервной сис­темы в спокойной ситуации 20—30 минутами (перерыв, оконча­ние работы), а в условиях напряженной работы — 10—15 минутами.

Применение музыкального сопровождения занятий аутотре­нингом существенно повышает их эффективность. Слияние фор­мул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «на­слоение» формул самовнушения на музыкальные фразы являет­ся обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, что­бы постараться «попасть в такт».

В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением последней фазы «мобилизация») музыка долж­на звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая звучания текста.

Подбор произведений приобретает особое значение при мо­делировании настроения. Для этого не рекомендуется использо­вать модные шлягеры или популярные новинки.

 Опыт показы­вает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь клас­сические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена и др.

Одним из наиболее выразительных средств воздействия му­зыки является ритм. Чередование долгих и кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с фи­зическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально-психо­логических переживаний, окраска которых всегда глубоко ин­дивидуальна. Тем не менее, каждому типу музыкального произ­ведения и темпу его исполнения соответствуют вполне опреде­ленные, субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в за­висимости от эмоциональной окраски и художественного выра­жения той или иной формы могут ассоциироваться со скорбью, спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействи­ем. Естественно, что нежелательно использование в процессе се­ансов разгрузки музыкальных произведений, вызывающих ощу­щения тоски или скорби.

Для того, чтобы вывести человека из того или иного эмоцио­нального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переме­ной в настроении.

На основании опытов можно утверждать, что наиболее силь­ный и выраженный эффект дает однородная по своему харак­теру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие труд­но, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше производить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния. Рекомендуется последовательно прослушивать два-три специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выраженным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент.

Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него, как голос сострадания и со­чувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звуча­ние следующего произведения призвано противостоять дейст­вию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и все­ляющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание об­ладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздо­ровления его психического состояния. Как правило, это дина­мическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твер­дость духа.

Для моделирования настроения посетителей комнаты разгрузки можно порекомендовать следующие музыкальные произведения:

при переутомлении и нервном истощении — «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского.

при угнетенном меланхолическом настроении — «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта.

при выраженной раздражимости, гневности — «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

при снижении сосредоточенности, внимания — «Времена года» П.И.Чайковского,  «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.

Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как «Баркаролла» П.И. Чайковского, «Пастораль» Ж.Визе, Соната до мажор (часть 3) Ж.М. Леклера, «Лебедь» К.Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Кроме того, для более широкой аудитории можно использовать более популярные произведения: романс из кинофильма «Овод» Д.Д. Шостаковича, «Старинная песенка» Ж. Визе, «История любви» Ф.Лея,  «Вчера» Д. Леннона,  «Элегия» Г. Форе и др.

Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Ф.Монти, «Аделита» Г.Переела, «Шербургские зонтики» М.Леграна и др.

Непосредственно для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение и мобилизацию. В качестве примера можно использовать следующие произведения:

Мобилизующий вариант

Упражнение

Музыкальный фон

Время

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха

И.С.Бах. Прелюдия № 1

2 мин

Расслабление мимических мышц

И.С.Бах. Прелюдия № 8

4 мин 30 сек

Расслабление мышц рук

И.С.Бах. Хор

3 мин 20 сек

Расслабление мышц туловища

Ф.Шопен. Прелюдия № 4

2 мин 5 сек

Расслабление мышц ног

Ф.Шопен. Прелюдия № 13

4 мин 35 сек

Мобилизация физического и

психического тонуса

К. Глюк. «Мелодия»

4 мин 5 сек

Формирование состояния уве-

ренности и репродукция предстоящей деятельности

М.Таривердиев. «Мгновение».

Ж.Бизе— Р.Щедрин. Тема «Тореадор»

1 мин 45 сек

45 сек

Успокаивающий вариант

Упражнение

Музыкальный фон

Время

Вводная часть. Установка на со-

стояние покоя и отдыха

И.С.Бах. Прелюдия № 1

2 мин

Расслабление мимических мыши

И.С.Бах. Прелюдия № 8

4 мин 30 сек

Расслабление мышц рук

И.С.Бах. Хор

3 мин 30 сек

Расслабление мышц туловища

Ф.Шопен. Прелюдия № 4

2 мин 5 сек

Расслабление мыши ног

Ф.Шопен. Прелюдия № 13

4 мин 35 сек

Регуляция ритма дыхания

Ф. Шопен. Прелюдия № Е5

! мин 10 сек

Регуляция ритма сердечных со-

кращений

Ф. Шопен. Прелюдия № 15

1 мин 10 сек

Выход из состояния расслаблен-

ности

К. Глюк. «Мелодия»

4 мин 5 сек

Общая активизация

Ф.Шопен. Прелюдия № 17

3 мин 45 сек

Категория: Как бороться со стрессом? | Добавил: ompir (09.09.2010) | Автор: Владимир Королев, психофизиолог
Просмотров: 2090 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Каталог файлов

Детская психология [2]
Статьи по детской психологии
Как бороться со стрессом? [6]
Стресс - это не модное слово! Стресс - это беда современного человека.Как бороться со стрессом и как его предотвратить?
Саморегуляция человека [8]
Все мы уже осознали, что ждать чудес не приходится, что надо рассчитывать на себя, уметь самостоятельно управлять своим состоянием.

Форма входа

Наша почта












Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0