Это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение
кинофильма с помощью психолога.
Метод еще более эффективный, чем библиотерапия, т. к.
фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное
сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и
раньше, чем прочитанная книга.
Просмотр фильма менее утомителен и более приемлем для
человека, не любящего читать. Кинотерапия требует гораздо меньших затрат по
сравнению с библиотерапией: можно выбрать фильм, идущий по телевидению, а можно
взять кассету напрокат.
Хотя кинотерапия более эффективна как групповая форма
работы, ее можно использовать и как индивидуальную.
Первый этап кинотерапии — подготовительный. Подготовка к
проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы
проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и
анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться
высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую
линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.
Следующий этап — просмотр фильма. Промежуток между просмотром и обсуждением не
должен превышать 20 минут.
Заключительный этап кинотерапии — обсуждение фильма.
Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что
вызвало наибольшее впечатление. Хорошо, если у психолога будет помощник,
фиксирующий то, что является общим для многих, и то, что является спорным.
Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным
героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников
тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с
одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая
обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей
помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами.
Затем психолог обобщает то, что высказали участники
группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые
вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра
и обсуждения. В конце занятия обычно дается оценка успешности или неуспешности
работы группы.
Для кинотерапии подходят фильмы режиссеров: Феллини, Антониони,
Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова...
Более подробно о концепции кинотерапии можно прочитать в
работах А. Менегетти:
Менегетти А. Словарь образов. Л., 1991.
Менегетти А. Кинотерапия. Пермь, 1993.
|