Очень эффективным методом психокоррекции является
игротерапия. В ее основе лежит признание того, что игры оказывают огромное
влияние на личность. Пескотерапия — одна из разновидностей игротерапии. Метод
пескотерапии строится на теории Юнга, о том, что каждый предмет внешнего мира
вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используют
при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках
(например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).
Прежде чем приступать к проведению пескотерапии,
необходимо оборудовать игровую комнату. Это совершенно необычное место, где с
помощью игры люди проникают в глубины своего сознания. Сама комната должна быть
небольшой, посреди нее ставят довольно большой низкий стол и стулья. Стулья
должны быть удобными. В игровой комнате хорошо иметь большое окно и
искусственное освещение.
Вдоль стен располагают полки, на которых размещаются
игрушки, отражающие все стороны жизни. Поэтому на полках нужны игрушки,
изображающие животных, людей, дома, мосты, духовную сферу, эмоции, — все, что
существует в этом мире. Обычно эти предметы расставлены по определенной
системе. Но не стоит придерживаться слишком строгого порядка, ибо клиент
работая с этими предметами, почувствует, что они ему не принадлежат, а
принадлежат тому, кто этот порядок создал.
Кроме игрушек, на полках можно расположить небольшие
карточки, на которых написаны слова с абстрактными значениями: «нежность»,
«любовь», «отношения» и т. д. Кроме того, нужны предметы живой и неживой
природы: цветы, камешки, перышки; духовные символы, четки, кресты, свечи;
предметы, символизирующие сближение и разъединение (щеколда, машина, мост,
лодка); предметы, символизирующие смерть; просто вещи (деньги, пуговицы,
сердечки)
Если клиенту необходим предмет, которого нет на полках,
психолог может предложить вылепить недостающий предмет из глины. Это бывают
совершенно необычные фигурки, например пара влюбленных, человек с грузом на
спине и т. д.
Очень интересно наблюдать за лицом человека, который
впервые входит в комнату с песочницей. Многие люди не имеют в жизни возможности
наиграться вдоволь, они редко фантазируют, редко занимаются творчеством. Поэтому
пескотерапия — очень привлекательный для клиента метод релаксации: не надо
уметь рисовать, двигаться, даже говорить. Единственное, что нужно сделать —
выбрать на полках предметы, которые привлекут внимание, и с их помощью создать
на песке картину.
В самом начале занятия клиенту предлагают сесть напротив
психолога, положив руки на песок, закрыть глаза и просто дышать, убеждая себя,
что с каждым выдохом уходят страх и боязнь оценки. Страх и оценка — это то, что
мешает творчеству. Так клиент сидит некоторое время и просто дышит. Потом
включается тихая музыка, которая помогает расслабиться.
Психолог просит клиента сосредоточить внимание на руках в
центре ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать,
как оно пульсирует. Через свои ощущения, через прикосновение рук к песку,
человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Затем психолог предлагает клиенту передвигать руками по
песку так, как захочется, зарываться рукой в песок. Этот момент важен
тактильными ощущениями. Клиент начинает осваивать пространство песочницы,
иногда рисует удивительно красивые узоры.
После психолог предлагает открыть глаза, взять корзинку и,
двигаясь вдоль полок, класть в корзинку то, что привлекает внимание. Выбирая
предметы, клиент должен доверяться своим чувствам, откликаться на все, что
покажется важным для него, даже не задумываясь и не отвечая себе, почему. Этот
процесс для человека психологически очень значим: человек присваивает нужное
ему, без необходимости перед кем-либо объясняться, извиняться. Иногда это
происходит впервые у клиента.
Каждый предмет, который привлечет человека, не случаен, у
предмета есть символическое значение, связанное с подсознанием.
Привлекать может цвет, отблеск, сходство с чем-либо, но
анализировать это не надо. Когда создается картина на песке, она сама по себе
приобретает смысл. Клиент описывает словами то, что у него получилось. Психолог
помогает ему осознать это вопросами: «Какое общее чувство вызывает у тебя
получившаяся картина? », « Есть ли название того, что получилось?», «Какое
место в картине больше всего притягивает?»
Молено использовать такие варианты начала беседы:
«Посмотрите, как эта фигурка смотрит на нас! По-моему, ей есть, что сказать.
Как думаете, что она хочет нам рассказать?» или «Посмотрите-ка на эти две
фигурки, по-моему, они беседуют друг с другом. Как думаете, о чем?», «Не
напоминает ли эта картина что-либо из вашей жизни?» Клиент начинает говорить
вместо этих фигурок. И каждая из этих фигур — он сам.
В самом конце занятия лучше спросить, годится ли то, что
получилось, или, может быть, клиент хочет что-либо убрать или добавить в
картину на песке.
Пескотерапию можно использовать в индивидуальной и
групповой работе. В работе с группой используют большую круглую песочницу,
отделяя свой сектор каждому участнику. Все работают самостоятельно, а потом
рассказывают о том, что у них получилось. Занятие в групповой песочнице длится
не менее 3-х часов.
Более подробно с методом пескотерапии можно познакомиться
в книге:
Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии
/ Под редА. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М., 1997.
|