Стресс, депрессия, саморегуляция

Каталог статей

Главная » Статьи » Детская психология

Коррекция и развитие эмоциональной сферы для детей с амблиопией и косоглазием посредством творческой самореализации
   В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональных сфер должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. 
   В процессе развития происходит изменение в эмоциональной сфере ребенка. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развиваются. Её необходимо развивать. Нарушение в её формировании могут приводить, прежде всего, к трудностям в общении, особенно это относится к детям с дефектами зрения. Было установлено, что процесс общения у детей со зрительной патологией имеет свёрнутый, неструктурированный характер, находясь на низком уровне. Без специального обучения представления о мимике, пантомимике, жестах у дошкольников с нарушением зрения характеризуется слабой обобщённостью, обеднённостью и фрагментарностью. Старший дошкольный возраст является сенситивным для такой работы.
   Психология эмоции, как наука едва достигла своего совершенствования. Странно, что это столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалось вне основного русла её развития.                
   Последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция». Другие же утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека.
Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, приходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и эффект - неразрывны (Schachtel,1959). Некоторые учёные считают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкрепление поведение (Izard, 1971, 1972; Leeper, 1948; Mowrer, 1960; Rapaport, 1942; Schachtel, 1959; Tomkins, 1962, 1963). Некоторые исследователи сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявлению деятельности структур, иннервируемых вегетативной нервной системой (Wenger, 1950).
   Другие исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических проявлений эмоций, акцентируют внимание на роли соматической нервной системы (Gellhon, 1964, 1970; Tomkins, 1962; Izard, 1971, 1972).
   Несмотря на то, что ученые ещё не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины.
   Таким образом, можно дать определение эмоции, которая ни в коем случае нельзя считать полным. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие.
Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло. Через выразительность движений и действий ребёнок раскрывает свои чувства и воздействует на других. Неумение владеть выразительными средствами тела ослабляет взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Способность выражать через тело своё внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребёнка с окружающим миром, расширяет его социальные контакты, придаёт уверенность в себе и своих силах.
   При обследовании детей, а также в ходе занятий, нами было установлено, что у детей с амблиопией и косоглазием представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.
   Можно выделить следующие особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения:
      • Представление о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам.
      • Также, можно наблюдать у детей с нарушением зрения и бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей находящихся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.
      • Дошкольники с неполноценным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности.
   Дошкольникам с нарушениями зрения при слабом контроле координации и крупной моторике тела, трудно принимать соответствующие ситуациям позы. Всё это указывает на необходимость обучения детей умениям и навыкам чувствовать своё тело, контролировать его движения, знаниям выразительных движений и умению их использовать в процессе взаимодействия с партнёром.
   Основной целью всей коррекционно-развивающей работы является формирование у детей эмоциональной децентрации, то есть способность воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей. Нарушения в её формировании могут приводить, прежде всего, к трудностям в общении. Специальная система по ознакомлению детей со средствами общения (жесты, мимика, пантомимика) должна быть направлена на осознание ребёнком себя как субъекта коммуникаций.
   Для целенаправленной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться.
   Существуют несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: радость, интерес, гнев, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации мы и будем придерживаться.
   Также необходимо выделить дополнительную, не менее значительную задачу - профилактику психосоматических заболеваний. Хотелось бы отметить особенность коррекционно-развивающей работы эмоциональной сферы - это коррекция посредством творческого самовыражения личности, которая способствует духовному становлению, активному включению в социальные связи, снятию травматических моментов.
   Дошкольный возраст является сензитивным в творческой деятельности, так как лежащие в её основе творческое воображение впервые проявляется и активно развивается именно в этот период. В практике психокоррекции эмоциональной сферы широко используется искусство.
   Основные направления такой работы - увлекающие занятия и самораскрытие в творчестве. Различные приёмы, используемые при этом:
      1) Библиотерапия - выбор и чтение книг для того, чтобы ребёнок мог лучше понять свои психические и физиологические реакции, пополнить или исправить знания, установить коммуникацию со взрослыми и сверстниками; обсудить, словесно выразить свои проблемы. Это помогает снять страх, стыд, чувство вины и так далее, оптимизировать эмоциональное состояние, стимулировать воображение, расширить сферу интересов.
      2)Арттерапия - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, свободно выражать свои чувства и переживания. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и в дальнейшем учесть их.
     3) Сказкотерапия - сказочная метафора, воздействует непосредственно на бессознательное человека. Метафорическое, сказочное воздействие активирует ресурсы личности, выводит ребёнка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образа активирует, «пробуждает» сознание ребёнка, открывает новые возможности его взаимодействия с окружающим миром. Использование медитативных сказок стабилизирует психические процессы, успокаивает, расслабляет, даёт энергетическую «подзарядку».
    4) Положительное влияние оказывает применение музыкального сопровождения, так как способствует активизации сохранных анализаторов, что является одной из самых важных коррекционных задач.
Категория: Детская психология | Добавил: ompir (02.09.2010) | Автор: Романова Светлана, детский психолог
Просмотров: 3083 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Каталог файлов

Детская психология [2]
Статьи по детской психологии
Как бороться со стрессом? [6]
Стресс - это не модное слово! Стресс - это беда современного человека.Как бороться со стрессом и как его предотвратить?
Саморегуляция человека [8]
Все мы уже осознали, что ждать чудес не приходится, что надо рассчитывать на себя, уметь самостоятельно управлять своим состоянием.

Форма входа

Наша почта












Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0