В учебных заведениях наилучший результат достигается при дробном
включении музыкальных передач (на переменах) с общим временем звучания в течение
смены не более 1,5 часа. Место размещения громкоговорителей, характер
музыкальных передач, громкость и темп должны регулироваться в зависимости от
возраста, вкусов, степени занятости внимания (чем больше занято внимания, тем
меньше громкость и спокойнее ритм). Программы должны быть разнообразными в
разные дни и в течение смены, при этом должна учитываться стадия
работоспособности.
Каждую передачу следует начинать и заканчивать постоянным позывным
сигналом. Это — короткая (15 секунд), ненавязчивая, красивая музыкальная
фраза, исполняемая на электромузыкальном инструменте.
Начальный период учебной смены характеризуется пониженной
работоспособностью. Чтобы уменьшить его продолжительность, необходимо уже в
вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, призванной стимулировать
функционирование нервно-моторных центров организма, настроить их эмоциональное
состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм.
В связи с этим в начале смены музыка может быть темповой, громкой,
помогая войти в ритм учебной деятельности. На перемене, в период высокой
работоспособности транслируют спокойную, менее громкую музыку. К концу учебной
смены, когда накапливается утомление, транслируемая музыка должна быть
бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену музыкальное звучание
должно быть бодрым, веселым. Музыка предупреждает развитие утомления и
способствует росту эффективности и производительности учебной деятельности.
Следует отметить, что в начале недели (понедельник, вторник) музыка
должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости
музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на
3—4 децибела.
Типовую, применимую в любом учреждении, программу разработал И.Л.
Тольдварг (1988).
Первая музыкальная передача длится 20—30 минут и призвана сократить
период врабатываемости, помочь быстрей включиться в необходимый рабочий ритм.
Она состоит из бодрых жизнерадостных песен, маршей. О начале учебы (работы) может
предупреждать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае это может быть
традиционный звонок. Но лучше заменить его переливом колокольчика.
Музыка, транслируемая на большой перемене (перерыве), должна учитывать
вкусы и просьбы слушателей и может быть составлена по заявкам.
Последняя музыкальная программа начинается сигналом о конце
последнего урока. Она провожает учащихся бодрой веселой музыкой, песнями. Через
10—15 минут «провожающей» музыки идет вторая часть, предназначенная для
врабатываемости учащихся вечерней смены. С этой точки зрения большая ответственность
ложится на составление музыкальных программ, их жанровую и структурную
компоновку, тональность, уровень громкости звучания.
Как показали социологические исследования, в которых изучалось
отношение к функциональной музыке, только 6% опрошенных относятся к ней
негативно. В основном это были лица старше 40 лет. Поэтому нередко пожилые
учителя отрицательно относятся к музыкальным паузам, что связано с возрастными
изменениями. При этом верхняя граница слуха человека значительно снижается,
вследствие чего звуковые колебания от 10000 герц и выше ему могут быть не
слышны. Результаты обследования, проведенного учеными среди лиц сорокалетнего
возраста, показывают, что верхняя граница чувствительности слуха каждые шесть
месяцев снижается примерно на 80 колебаний в секунду.
Подростки и юноши живей реагируют на музыкальные передачи. Музыка для
них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания
динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определенную
ритмичность (физкультура).
Музыка в учебе и труде, так же как и во время отдыха, способна
возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить.
Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать
покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное
впечатление.
Следует отметить, что трансляция музыкального материала с текстом
может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более предпочтительным является
материал пусть и с текстом, но на незнакомом языке. Такие произведения,
соответствующие ритму учебного процесса, воспринимаются аналогично мелодиям
инструментальной музыки.
Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно
стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым
компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры.
Для этих же целей может использоваться искусство танца, тренирующего не
только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную системы. Публикации американских
врачей и психологов показывают, что на Западе наиболее распространено
использование танцетерапии для создания лечебно-охранительного режима. При этом
танец выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального
напряжения. По мнению М.Р.Тумбе, для этой формы психологической разрядки
наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях
тела, без их строгой регламентации. Как показывают наблюдения, использование
танцетерапии вместо традиционной физкультуры значительно повышает психоэмоциональный
тонус учащихся.
|