Основной целью всей
коррекционно-развивающей работы является формирование у детей эмоциональной
децентрации, то есть способность воспринимать и учитывать в своём поведении
состояния, желания и интересы других людей. Нарушения в её формировании могут
приводить, прежде всего, к трудностям в общении.
Мы ставили следующие задачи
коррекционно-развивающей работы: cформировать представления о выразительных элементах
невербального поведения и умения правильно их оценивать и использовать при
взаимодействии с окружающими
научить детей наблюдать за способами выражения эмоций, соотносить
их с различными модальностями в мимике и пантомимике;
обучить детей контролировать свои мимические движения
на основе праприорецентники с использованием зрительного контроля,
обучить умению словесно описывать эмоциональные состояния и
характеризовать их внешние проявления у себя, собеседника, персонажа
литературного произведения;
развивать творческое воображение. Эмоциональное
развитие является условием не только полноценного, гармоничного межличностного
общения, но и условием обучения дошкольников с амблиопией и косоглазием
восприятию сюжетного изображения, где требуется умение анализировать мимику и
позу персонажей, что, в свою очередь, помогает устанавливать причинно-следственные
связи между событиями;
Для развития эмоциональной сферы детей мы предлагаем
некоторые игры и задания, которые родители могут самостоятельно провести с
детьми в домашних условиях:
Вместе с ребенком читается
какой-либо рассказ, сказка. Например, если это эмоция страх - рассказ «Ночные звуки», обида - «Два
лисёнка», гнев - отрывок из сказки «Спящая красавица». Ребенок сам отгадывает, какие
эмоции испытывают главные герои, какое у них настроение? Знакомство с каждой
эмоцией идёт с опорой на все модальности. Зрительный образ эмоции -
показывается мимикой.
Далее
подключаются остальные модальности:
·
слуховой анализатор (какие звуки сопровождают эти
эмоции, какой голос у этой эмоции, как он звучит?)
·
обонятельный анализатор (какая она на вкус?)
·
тактильно-кинестетический анализатор (какая она на
ощупь, можно предложить различные тактильные дощечки).
Далее дети
учатся демонстрировать эмоции с помощью жестов, мимики и пантомимики, при этом
показывая друг другу и смотрясь в зеркало.
«Море
волнуется». Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т.д.) на месте замри».
Выбирается самая яркая фигура.
«Шурум-бурум». Водящему предлагается разгадать чувство, а затем только с
помощью интонации, отвернувшись от круга, и произнося слова «шурум-бурум»,
показать детям чувство.
Ребенку
предлагается продолжить предложение: «Когда ребята не хотят играть с малышом,
он чувствует...»; «Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует..., его
мама чувствует...» и т.д.;
Игра
«Угадай, кто я?». Ведущий тихонько называет водящему имя одного из участников
группы и дотрагивается до него «волшебной палочкой», «превращая» водящего в
этого участника. Далее дети задают вопросы, касающиеся его вкусов, увлечений.
Например: «Какой цвет твой любимый?», «Что ты делаешь лучше всего?». А водящий
старается отвечать на них, как если бы он действительно был «превращен». Детям
необходимо догадаться, в кого «превращен» водящий.
Вопрос: «Какое у вас сейчас
настроение?». Ребенок выбирают соответствующую пиктограмму из заранее
приготовленных.
«Попугай». Ведущий
произносит короткое предложение, например «Я
иду
гулять». Один из участников старается повторить это предложение, стараясь при
этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое
чувство было задумано.
После игр
дети вспоминают сказочных героев, которые испытывали данную эмоцию. Затем
каждый ребёнок по очереди рассказывает о ситуациях, когда он сам испытывал
такую эмоцию.
Большую
роль в развитии эмоциональной сферы и в коррекционно-развивающей работе
занимает использование различных форм и методов сказкотерапии и арттерапии.
В 1997
году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии. Какие же возможности
у сказкотерапии?
·
интеграция личности;
·
развитие творческих способностей и адаптивных навыков;
·
совершенствование способов взаимодействия с окружающим
миром;
·
обучение;
·
диагностика;
·
коррекция.
Концепция компексной сказкотерапии базируется на 5-ти видах сказок:
художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические,
медитативные.
К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой
мудростью. Они делятся на народные и авторские. Народные сказки несут
чрезвычайно важные для нас идеи:
1. Окружающий мир - живой. Эта
идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас
окружает.
2. Разделение добра и зла, победа
добра. Эта идея важна для поддержки бодрости духа и развития стремления к
лучшему.
3. Самое ценное достаётся через
испытания. Эта идея важна для формирования терпения.
4. Вокруг нас — множество
помощников. Эта идея важна для формирования чувства, самостоятельности, а также
доверия к окружающему миру.
Авторские сказки трепетны, образны. Если мы хотим помочь ребёнку
осознать свои внутренние переживания, мы выберем авторскую сказку.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение
ребёнка.
Алгоритм:
1. Подбираем героя, близкого ребёнку по полу, возрасту,
характеру.
2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы
ребёнок нашёл сходство со своей жизнью.
3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на
реальную ситуацию ребёнка и приписываем герою все переживания ребёнка.
4.
Герой начинает искать выход из создавшейся ситуации.
5. Герой понимает свою неправоту
и становится на путь истинный.
Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие душу. Задача - помочь
ребёнку принять ситуацию, разобраться в смысле происходящего, показать, что
даже тяжёлые, неоднозначные события могут стать благом для развития души и силы
духа.
Медитативные сказки. Создаются для
накопления положительного опыта, снятия психоэмоционального напряжения,
создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.
Использование медитативных сказок стабилизирует психические процессы,
успокаивает, расслабляет, даётэнергетическую «подзарядку».
Примеры медитативных и психокоррекционных сказок Вы можете найти в
книге Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии».
|