Стресс, депрессия, саморегуляция

Каталог статей

Главная » Статьи » Как бороться со стрессом?

Музыкотерапия в школе

В учебных заведениях наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных передач (на переменах) с об­щим временем звучания в течение смены не более 1,5 часа. Место размещения громкоговорителей, характер музыкальных передач, громкость и темп должны регулироваться в зависимости от воз­раста, вкусов, степени занятости внимания (чем больше занято внимания, тем меньше громкость и спокойнее ритм). Програм­мы должны быть разнообразными в разные дни и в течение сме­ны, при этом должна учитываться стадия работоспособности.

Каждую передачу следует начинать и заканчивать постоян­ным позывным сигналом. Это — короткая (15 секунд), ненавяз­чивая, красивая музыкальная фраза, исполняемая на электрому­зыкальном инструменте.

Начальный период учебной смены характеризуется пони­женной работоспособностью. Чтобы уменьшить его продолжи­тельность, необходимо уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, призванной стимулировать функцио­нирование нервно-моторных центров организма, настроить их эмоциональное состояние, познавательные процессы и двига­тельный аппарат на рабочий ритм.

В связи с этим в начале смены музыка может быть темповой, громкой, помогая войти в ритм учебной деятельности. На пере­мене, в период высокой работоспособности транслируют спо­койную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, транслируемая музыка должна быть бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену му­зыкальное звучание должно быть бодрым, веселым. Музыка пре­дупреждает развитие утомления и способствует росту эффектив­ности и производительности учебной деятельности.

Следует отметить, что в начале недели (понедельник, втор­ник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на 3—4 де­цибела.

Типовую, применимую в любом учреждении, программу раз­работал И.Л. Тольдварг (1988).

Первая музыкальная передача длится 20—30 минут и призва­на сократить период врабатываемости, помочь быстрей вклю­читься в необходимый рабочий ритм. Она состоит из бодрых жиз­нерадостных песен, маршей. О начале учебы (работы) может предупреж­дать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае это мо­жет быть традиционный звонок. Но лучше заменить его перели­вом колокольчика.

Музыка, транслируемая на большой перемене (перерыве), должна учи­тывать вкусы и просьбы слушателей и может быть составлена по заявкам.

Последняя музыкальная программа начинается сигналом о кон­це последнего урока. Она провожает учащихся бодрой веселой музыкой, песнями. Через 10—15 минут «провожающей» музыки идет вторая часть, предназначенная для врабатываемости уча­щихся вечерней смены. С этой точки зрения большая ответст­венность ложится на составление музыкальных программ, их жан­ровую и структурную компоновку, тональность, уровень громко­сти звучания.

Как показали социологические исследования, в которых изу­чалось отношение к функциональной музыке, только 6% оп­рошенных относятся к ней негативно. В основном это были лица старше 40 лет. Поэтому нередко пожилые учителя отрицательно относятся к музыкальным паузам, что связано с возрастными изменениями. При этом верхняя граница слуха человека значительно снижается, вследствие чего звуковые колебания от 10000 герц и выше ему могут быть не слышны. Результаты обсле­дования, проведенного учеными среди лиц сорокалетнего возра­ста, показывают, что верхняя граница чувствительности слуха каждые шесть месяцев снижается примерно на 80 колебаний в секунду.

Подростки и юноши живей реагируют на музыкальные пере­дачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особен­но в деятельности, имеющей определенную ритмичность (физ­культура).

Музыка в учебе и труде, так же как и во время отдыха, способ­на возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.

Следует отметить, что трансляция музыкального материала с текстом может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более пред­почтительным является материал пусть и с текстом, но на незна­комом языке. Такие произведения, соответствующие ритму учеб­ного процесса, воспринимаются аналогично мелодиям инстру­ментальной музыки.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры.

   Для этих же целей может использоваться искусство танца, тре­нирующего не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нерв­ную системы. Публикации американских врачей и психологов по­казывают, что на Западе наиболее распространено использование танцетерапии для создания лечебно-охранительного режима. При этом танец выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. По мнению М.Р.Тумбе, для этой формы психологической разрядки наиболее подходят совре­менные танцы, основанные на естественных движениях тела, без их строгой регламентации. Как показывают наблюдения, исполь­зование танцетерапии вместо традиционной физкультуры значи­тельно повышает психоэмоциональный тонус учащихся.
Категория: Как бороться со стрессом? | Добавил: ompir (09.09.2010) | Автор: Владимир Королев, психофизиолог
Просмотров: 2962 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Каталог файлов

Детская психология [2]
Статьи по детской психологии
Как бороться со стрессом? [6]
Стресс - это не модное слово! Стресс - это беда современного человека.Как бороться со стрессом и как его предотвратить?
Саморегуляция человека [8]
Все мы уже осознали, что ждать чудес не приходится, что надо рассчитывать на себя, уметь самостоятельно управлять своим состоянием.

Форма входа

Наша почта












Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0